Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет:
К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
Приметы к Новому году:
Очень большие предосторожности по сохранению на Новый год в домашнем очаге огня предпринимали древние кельты, поскольку ни один сосед в этот день огня бы неудачнику не одолжил, а спичек в то время еще не было.
Считалось, что одалживая огонь своему соседу, отдаешь вместе с ним и всю удачу, которая ждет тебя в наступающем году.
Кроме того, считалось, что если какая-то семья, которая по собственному недосмотру лишившись огня, сумела каким-то образом украсть горящий уголек, то ей в новом году предстояли большие неприятности, поскольку такой огонь не был святым.
До сих пор в некоторых местностях Англии и Шотландии существуют поверья, связанные с погодой с новогодним ветром:
Южный ветер - в сочельник тепло принесет, Сытные травы, обильный приплод.
Западный - с рыбой и молоком. Северный - с бурей, морозом и льдом. Восточный - приносит большой урожай.
Норд-ост - и себя и скотину спасай.
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси:
Это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой и с ним выкинуть можно и "дедушку", который потом обидится и пакостить начнет.
Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
На первую ночь в новом доме надо петуха запереть:
Причина этого поверья в том, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и берет на себя петух, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет. Главное - принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее "кровавой", не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.
Страницы: 12